Экспериментальная серия ОП-АРТ
Это архив моих наиболее интересных экспериментов Сделанных в 1996 году. В то время я только начинал изучать цифровые технологии и это работы-ступени моего роста и взросления. Танец Тореадора, Арт Батут, Концептуальная Магия, Сверхестественное Видение, Сфероидный Магнетизм. - Джордж Грие
"Многие художники используют элементы ОП-АРТа но не считают себя частью этого направления искусства. Так же, как и я не принадлежу к движению ОП-АРТ. Мне всегда было любопытно пробовать и экспериментировать с оптическими эффектами в графике. Для любого человека, изучающего изобразительные возможности компьютерных программ, это отличное тренировочное и в то же время творческое занятие. Из-за своих исключительно геометрических форм ОП-АРТ специфичное художественно-абстрактно-техническое направление. Представители оптического искусства не изображают окружающую реальность, они используют элементы, среди которых цвет, форма, линии, изучены и просчитаны с математической точностью. Кроме технических приемов для создания оптических картин необходимо знание перспективы, черчения и цвето-ведения. В свое время я пытался экспериментировать с подобными оптическими эффектами на холсте и бумаге. Это занимает удивительно большое количество времени и этот процесс довольно трудоемкий и утомительный. Первоначальная идея, после вычерчивания и расцвечивания подобных композиций теряется и всегда хочется добавить что-то интересное по смыслу. Графические приложения и трехмерные программы делают этот процесс гораздо более быстрым и увлекательным. В дополнение они дают возможность экспериментировать с прозрачностью, рефлекторностью, и тенями от объектов. Эта возможность, которой у В. Вазарели никогда не было. Построение теней и их тонкая градация вещь практически невыполнимая при ручном исполнении работы. Я заметил, что примерно с 2010 года, ОП-АРТ возвращается и становиться важной, интересной составляющей в творческой тенденции дизайнеров интерьеров, промышленном дизайне, и полиграфии."-Джордж Грие.
Художников всегда интересовала теория восприятия цвета, формы и перспективы. Чтобы совершенствовать технику живописи, мастера стали изучать оптические эффекты и иллюзии двухмерной плоскости. Теория визуального восприятия стала основой импрессионизма, а интерес к геометрическим формам положил начало кубизму. Иллюзорность формы была использована Сальвадором Дали и Маурицем Эшером в их сюрреалистических композициях. Стремительный технический прогресс XX века, развитие-психологии и других наук, вылились в новое течение. Картины оптического искусства зачастую создаются из абстрактных форм, находящихся в резком контрасте с фоном, давая предметам трех-мерный объем. Таким образом, получаются эффекты, которые одновременно запутывают и стимулируют визуальное восприятие зрителей. Самые первые выставки оп-арта привлекли внимание широкой публики. Многим зрителям казалось, что оп-арт является идеальным направлением искусства для современного мира с его новыми достижениями в технике, психологии, медицине, цифровых и телевизионных технологиях. Впервые термин "ОП-АРТ" был использован художником и писателем Дональдом Джаддом в обзоре выставки Джулиана Станчика «Оптические картины». Новое название было быстро подхвачено. Статья в Times посвященная этой же выставке, окончательно укрепила оптическое искусство как отдельное направление.
Первые эксперименты в этой области относятся ещё к концу 19 века. Немецкий профессор Томпсон, опубликовал статью об оптических иллюзиях, где с помощью черно-белых концентрических кругов было создано впечатление движения на плоскости. Но это было не еще не искусство, а научная статья. Течение ОП-АРТа тесно связано с кинетизмом-направлением в современном искусстве, сосредоточенным на создании движения или его иллюзии. ОП-АРТ использует чаще всего геометрические фигуры, расположенные в четкой математической проекции так, чтобы создавалась ощущение движения, объемного пространства и колебаний. Первые работы этого направления создавались с использованием ахроматической палитры цветов: белый, черный, серый, которая давала идеальный контраст.
Оптическое искусство основано на визуальных иллюзиях, возникающих при восприятии некоторых конфигураций на плоскости. Например, при взгляде на чередующиеся черные и белые концентрические круги появляются их поперечные балки, которые вращаются, как пропеллер. Рисунок куба, на котором отмечены все его ребра, кажется глазу неустойчивым, а его грани постоянно меняются местами, то продвигаясь вперед, то отступая в глубину. При пересечении отрезка штрихи могут ощущаться ломаной линией. Наложение двух геометрических (например, кольцевых) структур дает эффект волн. Яркая и четко обозначенная форма провоцирует так называемый последовательный образ, то есть иллюзорную форму той же конфигурации и контрастного цвета. Оптические иллюзии помогают обнаружить определенные закономерности зрительного восприятия, поэтому на них обращают внимание психологи. Разработанные ими визуальные тесты тоже были экспериментальными. При восприятии реальных объектов иллюзии встречаются редко. Поэтому, чтобы выявить скрытые механизмы человеческого восприятия, необходимо было поставить глаз в необычные условия, заставить его решать нетиповые задачи. Опытные графические дизайны, созданные, например, школой Гештальт-психологии, привели к формулировке некоторых правил, по которым проходит процесс зрительного восприятия.
Современный ОП-АРТ появился во многом под влиянием работ Виктора Вазарели, который занимался изучением оптических иллюзий, при определенном алгоритме фигур на изображении. Идея кинетического движения увлекала его с детства. Он понимал, что восприятие фигуры основано на оптической иллюзии, изображение существует не только на холсте, но и в реальности, в глазах, и в головах зрителя.*
Copyright © Джордж Грие 1996 год | neosurrealismart.com
Используемое программное обеспечение: Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Autodesk 3ds
*Tекст Heather W.W.