Что такое Нeoсюрреализм? Это новое открытие или хорошо забытое старое?
Манифест Нео-сюрреалиста.
«Все, что вы можете себе представить, реально». - Пабло Пикассо
Писать эссе о новом течении изобразительного искусства вещь неблагодарная. Я заранее обрекают себя на волну критицизма, причем со всех сторон одновременно. Искусствоведы имеют свои собственные точки зрения, художники вообще рамками направления не руководствуется, они движимы только наитием и вдохновением, а зрители теорией искусства не интересуются.
Мне бы не хотелось называть этот искусствоведческий обзор манифестом. Манифесты пишутся как правило в начале движения. В данном случае это направление в манифесте как таковом не нуждалось, оно существовало, существует, и будет продолжать существовать вне зависимости от артистических деклараций которые я предлагаю Вашему вниманию.
Тем не менее мне кажется назрела необходимость упорядочить и разобраться во множестве тенденций, терминологии и разночтений процесса современного сюрреализма. Существует ли он вообще, или это все тот же старый добрый “сюрp” началa прошлого века. И если существует то в чем его разница, отличия и особенности.
|
Subliminal Message or Optical Illusion of Conscious Perception 2018 - George Grie |
Для начала я бы предложил небольшую терминологическую справку для тех кто не знаком с теорией ИЗО (изобразительное искусство). Вид ИЗО - это скульптура, архитектура, живопись и т.д.. Жанр ИЗО – тип художественных произведений, характеризующийся определенными темами, например: исторический, анималистический, натюрморт, портрет, и т.д.. Справка дана всего лишь для того, чтобы не запутаться в определениях. Сюрреализм в ИЗО это не жанр, и не вид, - это направление, иногда используется термин течение. То есть течение включает в себя и вид и жанр ИЗО. Даже само по себе словo течение или направление подразумеваeт движение в какую-то сторону. Определение этого течения нам и предстоит отыскать. Течение многообразно и непредсказуемо, оно меняется и может разветвляется на многие составляющие. Это как река, которая движется в сторону моря, но может делиться на рукава и эти рукава собирают в себя другие малые реки и ручьи становясь полноценной новой рекой.
Существует множество направлений ИЗО, одни из них близки, другие диаметрально противоположны.
• Например, Импрессионисты стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
• Представители Романтизма, характеризуются утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
• Художники Кубизма стремились разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двумерном изображении.
|
The Persistence of Memory 1931 - Salvador Dali |
• Сюрреалисты отличаются использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии искажения, дистопии и манипуляции объектами изображения. Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального.
Не существует четкого консенсуса относительно даты конца сюрреалистического движения. Это время датируется примерно серединой XX века. Среди наследников сюрреализма называют Фантастический реализм и стили, проистекающие от него, например, Виженари арт. Ближе к концу XX века появился Неосюрреализм. По определению Википедии, Неосюрреализм — это артистическое направление которое иллюстрирует фантазии или подсознательные видения в сложных и нерациональных комбинациях пространства и форм. Кстати говоря, именно я в 2006 году это определение туда и записал.
Нeoсюрреализм не стоит называть движением, просто лишь в силу того что движение как правило имеет в основе группу единомышленников объединённых общими задачами. Некоторые даже имеют основателей. Нeoсюрреализм это направление, оно не имеет основателей. Кто-то примкнул к нему раньше, другие позже. Хотя различные группы художников разных стран и образуют порой сообщества.
|
Участники неформальной выставки нео-сюрреалистов -1979 студенты XГФ, ОмГПУ, Омск, USSR |
Термин Нeoсюрреализм не отделяет течение от его классической интерпретации, это скорее временная точка отсчета. Как например между классицизмом и неоклассицизмом, романтизмом и неоромантизмом. С таким же успехом Неосюрреализм можно было бы назвать и пост-сюрреализм или современный сюрреализм. Передача художественного образа, вытекает из особенностей ума, таланта и самой натуры художника-вот в чем главное отличие сюрреалистической модели наблюдения за реальностью. Современные живописцы Неосюрреализма также создают свой уникальный мир оптических иллюзий, фантастических снов из глубин своего воображения и призрачный мир мечты, который мало кого оставит равнодушным. Довольно сложно определить начальную точку появления новых последователей движения сюрреалистов. Некоторые источники называют 70-е годы прошлого века. Но я бы передвинул её на 20 лет вперёд в 90-е. Именно тогда новое/старое направление получило массовое развитие.
|
Virtual walk-through www 3D gallery 1995 |
Толчком этому развитию послужило начало распространение Интернета в начале 90-х годов. Традиционно, все произведения искусства проходили своеобразный фильтр отбора искусствоведов перед тем как попадали в поле обозрения широкой публики. На поверхности "мира искусства" таких как галерей, выставочных залов, и журнальных публикаций могли появляться только кем-то одобренные, оцененные, и утвержденные по своему качеству работы художников. Интернет предложил другую форму массовой публикации. Многочисленные онлайн галереи открыли двери для потока художников профессионалов и любителей, новых талантов, художественных идей и направлений. За редким исключением все их работы не проходили цензуру коллектива профессиональных искусствоведов или художников. Интернет стер границы дозволенного, предоставив полную свободу самовыражению, а зритель уже оценит всё по достоинству и сообразно своим вкусам и взглядам. Поток новых имён и работ стал по истину переполняющим оттеснив на задний план искусствоведов, критиков и традиционные галерейные ограничения. Не секрет что выставочные залы сегодня пустуют, даже вовремя показов громких имен, то время как онлайн трафик зашкаливает. Простота и доступность Интернета обусловила то, что количество просмотров работ онлайн в сотни раз превышает количество посетителей любых выставок.
Самостоятельно, термин Неосюрреализм не несет в себе определения, что это значит. Новый Сверх Реализм (от греч. neonate и фр. surréalisme ) может означать все что угодно. Это объёмное и многообразное направление, которое включает в себя многие виды и под-виды. Можно назвать и Фантази-арт, и Психоделическое искусство (англ. Psychedelic art) и Ар-брют. И если с художественным Реализмом всё довольно понятно, реализм - это отображение действительности, то с сюрреализмом всё гораздо сложнее. Сверх реализм изначально опирался на подсознание человека и его выражение. А вот как раз подсознание загадочная для нас тема. Оно меняется постоянно, расширяется, деформируется и открывает новые горизонты. Сознание и подсознание человека начала 20 века разительно отличается от человека начала 21 века. Сюрреализм и его обновленная версия Нео-сюрреализм появились с целью расширения сознания человека. А что для этого требуется? Как расширить, изменить, сознание? Для этого необходимо сломать Привычную Картину Мира.
|
Glass Matte Painting in Cinema 1930 |
Появление сюрреализма в начале двадцатого века часто связывают с развитием технологий на Земле. Это было своеобразным ответом на видоизменяющуюся реальность. Для одних художников это было новая реальность наполняющая их энергией и оптимизмом, для других это была трагедия слома традиционных представлений этики и морали, распад, деградация, хаос. Я полагаю в этом есть своя правда. Безусловно всё что происходит вокруг нас влияет на художника в такой же степени, как и на всех окружающих. Мне кажется было-бы логичным связать возникновение Нео сюрреализма с развитием компьютерных технологий. Новая платформа цифровой визуализации несомненно расширила не только наши представления об изображении но и дала возможность этим изображением манипулировать. С появлением цифровой живописи, фото манипуляции, трехмерной компьютерной графики, компьютерных игр и т.д., наши знания и сознание приобрело Новые горизонты для развития и не только горизонты а даже новые миры, например Виртуальный мир.
|
Environment Modeling 3ds max 2010 |
Если рассмаривать технологический аспект возникновения Нео-сюрреализма можно привести пример техники Дорисовки. Изначально, Дорисовка («Мэт-пэйнтинг» с англ. Matte Painting) — технология комбинированной съёмки, при которой натурная часть кадра совмещается с рисунком фона для создания иллюзии окружающей среды. Используется в фотографии, телевидении и мультипликации для облегчения создания реалистичного пространства. Этот простой технологический приём или визуальный обман, по сути и есть создание сверх реальности. Когда на двухмерном экране ты видишь одно, но на самом деле это всего лишь манипуляция реальностью. Или возьмем пример графического построения компьютерной игры, в которой объект движется по коридорам и лабиринтом в которых вместо стен и потолка двухмерные пейзажи или интерьеры... тем не менее ощущение объёмности и реальности происходящего на экране остаётся.
«Искусство - это ложь, которая позволяет нам осознать истину». - Пабло Пикассо
Если говорить о Нео сюрреализме как изобразительном искусстве, то он скорее отталкивается в обратную сторону от технологического построения компьютерной композиции. В данном случае я говорю о том, что на работах художников Нео сюрреализма как раз пейзажи и интерьеры остаются неизменно реалистичными, а вот объекты и действия на их фоне являются фантазийными. Этот прием совмещение реализма и фантазии и даёт эффект реальности нереального. Это позволяет поверить в то, что происходит на холсте может существовать в реальности или хотя бы воображаемой, фантазийной реальности. В необъятном пространстве, сотканном из сотни маленьких иллюзий, человек перестаёт различать границы наложенных друг на друга изображений, благодаря чему формируется новое измерение, больше похожее на сон.
«Не бойтесь несовершенства - совершенства вы никогда его не достигнете.» - Сальвадор Дали
|
The False Mirror 1928 - Rene Magritte |
Движение сюрреализма прошлого века было неоднородно и неоднозначно. Сальвадор Дали увёл сюрреалистическую живопись в сторону эпатажа и литературы. Дали начал применять длинные названия для своих работ.
Например, «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», в отличие от многих абстрактных полотен которые зачастую просто нумеруются. Он пытался добавить определенную литературную составляющую своим картинам. Пытаясь расширить уровень восприятия его работ. Рене Магритт вообще занимался только эпатажем. Его живописные полотна по качеству живописи можно сравнить с поделками художника средней руки. Хотя это и не умалят его громадный вклад в популяризацию направления. Мауриц Эшер строил свои композиции на математических принципах.
Последующий за этим поп-арт вообще от живописи отказался, превратив всё в эпатажную груду объектов утилитарного и полу-утилитарного назначения.
"Смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий. Слились в протяжный вой…" Бородино (Лермонтов)
|
Day and Night 1938 - M.C. Escher |
Первейшей задачей сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. И вот здесь мы подходим к основам определения нео-сюрреализма. С появлением компьютерных технологий у художников и скульпторов появилась грандиозная возможность углубленного манипулирования реальностью. Появилась фото манипуляция, появилась возможность совмещать 3х и 2х мерное пространства. И даже оживлять это пространство используя компьютерные алгоритмы и анимацию, как пример Процедуральное искусство (англ. Generative Art) или Динамическая живопись (англ. Dynamic Painting). Все это новые технологические возможности, которых у основателей сюрреализма просто не было. Первоначальная цель отделение духа от материального уходит на второй план. На первый план выходит познание духа, его многообразия и разноцветия. Просто лишь в силу того, что необходимость разделения духа и материального отпала. Материальное имеет свое место существования, а духовное свое. Причём духовные, сознательные и подсознательные горизонты практически и физически необъятны.
|
Dissolution of Ego VI 2017 - Peter Gric |
Казалось бы, определение сути течения Неосюрреализм достаточно просто. Нео-сюрреалистическое произведение, это произведение созданное в сюрреалистическом стиле при помощи компьютера. Но не всё так однозначно. Я ожидаю что мне тут же зададут вопрос, - а как же быть с традиционными формами изобразительного искусства? такими как скульптура, живопись и рисунок, если по вашему определению Нео-сюрреализм именно компьютеризированное искусство. Ничего подобного, любая работа, выполненная в ключе, стиле, духе сюрреализма, любыми материалами, является нео-сюрреализмом, только потому что она уже отстоит на 100 лет от начала движения. И художник, который ее создает это человек уже нового тысячелетия. С мировоззрением, психологией, знаниями, задачами, сознанием и подсознанием, разительно отличающимся от художников, которые стояли у истоков движения.
|
Blowing in the wind 2007 - Gilles Tran |
До сих пор многие с надрывом спорят, что важнее? - Традиционные виды искусства - как живопись и рисунок или компьютерная графика? Этот спор сам по себе не имеет смысла. И то и другое способы выражения человека, только лишь инструменты различны. Первые требуют навыков прикладного характера, другие цифрового. То, что цифровые компьютерные технологии есть и будут доминировать в ближайшем будущем нет никакого сомнения. Но! это естественно и не отрицает и не умаляет наличие традиционных форм ИЗО. До сих пор многие художники используют компьютерное моделирование, прежде чем переносить свои творения на холст. Другие перешли на цифровое творчество полностью. Даже такой мастер живописи, как Здислав Бексинский, в конце своей карьеры экспериментировал с фото манипуляциями. В своё время поэзия в массе своей переместилась в песенное творчество, литература и театр в кинематограф. Но традиционные формы словесности присутствуют во всем, и спорить о том что важнее кино или книга по меньшей мере ребячество. Ответ прост… и то и другое.
|
Peach Blossom Island 2017 - Yuanxing Liang |
Новые технологические возможности добавили многообразия и силы к восприятию сюрреализма. С появлением трехмерных принтеров Нео-сюрреалистическая скульптура переместилась с экранов компьютеров в реальную жизнь. Да и любые объекты утилитарного назначения, которые используются в коллажах-объектах также повсеместно делаются с помощью компьютеров, в отличии от предыдущих которые делались вручную. Компьютер, это всего лишь средство, инструмент достижения определенных изобразительных целей. Вопрос только - каких целей. Компьютер за секунду превратит одно и тоже произведения и в кубизм, и в импрессионизм, и в экспрессионизм. Но первоначальную информацию для него вводит человек. И конечный результат оценивается с эстетической точки зрения человеком.
|
Crucifixion Corpus Hypercubicus 1954 - Salvador Dali |
«Самый прекрасный опыт, который мы можем приобрести - это таинственность. Это фундаментальная эмоция, стоящая у колыбели настоящего искусства и настоящей науки». - Альберт Эйнштейн
На мой взгляд простейшим методом определения произведения в стиле Неосюрреализм было бы обнаружение своеобразного визуального эффекта. Эффекта экзальтации, когда человек взглянув на картину испытывает необъяснимый благоговейный трепет. Именно подобное воздействие подталкивает зрителя к ощущение духовного возвышения, роста или полета. Недаром изображение распятия Христа было использовано религией именно для этих целей. С. Дали также приложил руку к использованию этого многовекового символа. В принципе неважно, что изображено на картине. Если вы испытываете подобный эффект подъёма духа значит вы перед работой нео-сюрреалиста. Многие наверняка будут спорить что благоговейный трепет может вызывать у разных людей всё что угодно, от изображение берёзки у родимого крыльца, полёта весенней ласточки, да и просто стакана водки для некоторых. Это правда, но это уже для совершенно другого, скорее психоаналитического исследования.
Специфика современного искусства Нео-сюрреализма состоит в том чтобы балансировать функцию мозга, работу его правого и левого полушарий. Это способствует развитию интуиции, ассоциативного, образного, и метафорического мышления в противовес логике и рациональности, господствующих в последние столетия. Основная задача нео-сюрреализма это дать толчок зрителю к самопознанию, к определению его духовной силы и возможностей. Кроме того изображение визуальных загадок и философских головоломок, помогают стимулировать сознание, и развивать воображение. А тот, кто создаёт произведения в стиле нового сюрреализма является не просто художником, он – философ, мыслитель, и исследователь.
«В тебе должен быть хаос, чтобы родить танцующую звезду». - Фридрих Ницше
Подобное стимулирующее воздействие может визуально маскироваться в любой форме. Любые парадоксальные сочетания предметов, людей, или пейзажей которые вызывают вопросы - зачем и почему это сделано. Это может быть и летящая в небе подводная лодка, и корабль плывущий в море песка, или летающие слоны. Оптические иллюзии сочетания предметов относятся к той-же категории. Каждый раз, смотря на подобное изображение, ваше подсознание будет преподносить самые разнообразные ответы и вопросы. Сверх реалистическое воздействие для каждого глубоко индивидуально. Не существует однозначного ответа на представленную перед вами загадку. Только зритель, индивидуально может найти ответ, согласно его мировоззрению, логике, знаний, и сознания.
«Искусство - это не то, что видишь ты, а то, что ты заставляешь видеть других». - Эдгар Дега
«Вы можете сросить художника объяснить свое произведение или попросить поэта объяснить его стихотворение. Но это бессмысленно. Смысл понятен только через собственный поиск».
- Рик Риордан
Нео-сюрреализм развивается, он постоянно пополняется художниками профессионалами и любителями-энтузиастами. Это направление продолжается и в последнее время только набирает силу. Новые открытия и технологии делают его только мощнее. Не существует границ знания и самопознания. Есть буквально тысячи современных художников пытающихся найти ответы на вечный вопрос бытия - Кто есть Я! В этом обзоре и я попытался разобраться и поразмышлять на эту тему.
Джордж Грие.